Чебуралиссимус
Регистрация: 23.04.2011
Адрес: Тверь
Имя: Олег
Сообщений: 129,750
Сказал(а) спасибо: 1,689
Поблагодарили 1,761 раз(а) в 1,136 сообщениях
Репутация: 9812
|
Крейсерский танк "Ковенантер"
Tank Cruiser Covenanter.
Танк "Ковенантер" разработан фирмой "Наффилд" в 1939 году в результате длительных работ по освоению технических решений, заложенных в машинах американского конструктора Кристи. В отличие от советских конструкторов, которые развивали в серии БТ оригинальный колесно-гусеничный вариант танка Кристи, английские конструкторы с самого начала разрабатывали только гусеничный вариант. Первая машина с ходовой частью типа Кристи был запущен в производство под названием "Крейсерный танк Мк IV" в 1938 г. и производился до 1941 г. Броневая защита этого быстроходного танка была признана недостаточной и после выпуска 665 машин этого типа в производство был запущен крейсерный Мк V "Ковенантер".
Как и его предшественник, танк "Ковенантер" имел пять обрезиненных опорных катков на борт, расположенные сзади ведущие колеса и сравнительно низкий корпус, броневые листы которого соединялись с помощью заклепок. Вооружение в виде 40-мм пушки и спаренного с ней 7,92-мм пулемета располагалось в невысокой башне, броневые листы которой имели большие углы наклона. Мк V имел неплохое для своего времени бронирование: лобовая броня корпуса и башни имела толщину 40-мм, а бортовая броня - 30-мм. Машина находилась в производстве сравнительно недолго и после выпуска 1365 единиц была замена в производстве крейсерным танком Мк VI "Крусайдер" с более сильной броней. "Ковенантер" состояли на вооружении танковых бригад бронетанковых дивизий.
После своей поездки в Россию в 1936 г. подполковник Мартель, помощник директора Управления моторизации, предложил в дополнение к крейсерскому - средний танк с толщиной брони до 30-мм и большой скоростью хода, способный к самостоятельным действиям. Это стало результатом его знакомства с Т-28, находившимся в достаточно большом количестве на вооружении в СССР и созданным под влиянием британского 16-тонного танка 1929 г., разработанного на тех же основаниях. Были составлены тактико-технические требования, построен масштабный макет, в конце концов приняли решение о постройке двух опытных моделей с трехместной башней но упрощенным требованиям Генштаба.
Они получили обозначения соответственно А14 и А15 (позднее А16). "Ландон-Миддэнд" и "Скоттиш Рэйлвэй" построили первую модель по плану, выработанному старшим интендантом Управления разработки танков. Машина имела подвеску типа Хорте мана, бортовые экраны, V-образный 12-цилиндровый двигатель "Торникрафт" и вновь разработанную планетарную трансмиссию. А16 поручили "Нафилду", которая произвела впечатление на Мартеля быстрой разработкой танка А13. А16 на деле выглядел как более тяжелая модификация А13. Компоновка и башни А14 и А16были аналогичны машинам серии А9/А10.
Тем временем, в качестве временной меры, бронирование А9 довели до 30-мм (так он стал моделью А10), а А14 и А16 создавались уже по требованиям к средним (или тяжелым крейсерским) танкам. Испытания А14 в начале 1939 г. показали, что он слишком шумен и механически сложен, так же как и опытная модель А13 с той же толщиной брони. Тогда КМ5 предложили прекратить работы нал А14 и заняться усовершенствованием А13 - проект А13 М1с 111. Речь шла о максимальном использовании узлов и агрегатов А13, но с задачей, сохранив толщину брони до 30-мм, снижения общей высоты машины. В апреле 1939 г. заказчику предъявили деревянный макет танка.
Для уменьшения высоты профиля машины использовали двигатель "Флэт"12 "Медоуз" (модификация, использованная на легком танке "Тетрарх") и двойная планетарная трансмиссия "Вильсон" (примененная на А14). По сравнению с А13 Мк II - или крейсерским танком МК IV - место механика-водителя перенесли вправо, а радиатор двигателя разместили слева в передней части корпуса. Первые серийные модели поставили в начале 1940 г., но они не отвечали требованиям из-за проблем с охлаждением, приводившим к частым остановкам перегретого двигателя. Требовались различные модификации машины, но конструктивные проблемы так и не преодолели. Менее серьезной задачей оказалось снижение удельного давления на грунт из-за превышения массы.
В середине 1940 г. танк получил официальное имя "Ковенантер" в соответствии с введенной в это время британской практикой обозначения боевых машин. Общий выпуск танков "Ковенантер" составил 1771 машину, но они никогда не применялись в боях, хотя до 1943 г. использовались в базировавшихся в Великобритании дивизиях в качестве учебных. Некоторые машины в том же качестве направили на Ближний Восток, другие переделали в танковые мостоукладчики. Работы над А14 и А16 практически прекратились в конце 1939 г. до того, как собрали вторые опытные модели каждого типа.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 18,2 т | Размеры: |
| длина | 5790 мм | ширина | 2630 мм | высота | 2240 мм | Экипаж | 4 человека | Вооружение | 1 х 40-мм пушка 1 х 7,92-мм пулемет
| Боекомплект | 131 снаряд 3750 патронов | Бронирование: |
| лоб корпуса | 40 мм | лоб башни | 40 мм | Тип двигателя | карбюраторный "Медоуз" | Максимальная мощность | 300 л.с. | Максимальная скорость | 48 км/час | Запас хода | 150 км |
Модификации крейсерского танка Ковенантер: - "Ковенантер" IV. "Ковенантер" III с дополнительными встроенными радиаторами воздушного охлаждения на кормовом листе корпуса.
- "Ковенантер" С8 (с различными индексами). Часть танков комплектовалась гаубицей вместо 2-фунтовой пушки.
- Танковый мостоукладчик "Ковенантер", Вариант 30-футового моста типа "ножницы" грузоподъемностью 30 т, который с 1936 г. устанавливался на танках. Благодаря запасу мощности "Ковенантер" на ряде машин МК 1 и М1с II вместо боевого отделения установили мост "ножницы" с гидравлической рампой и системой рычагов, приводившихся гидравликой. В основном они использовались для обучения и опытов наряду с мостоу кладчикам и на шасси "Валентайна". Мост имел 34 фута в длину и 9,5 фута в ширину. Несколько таких машин применяли австралийцы в Бирме в 1942 г.
- "Ковенантер" АМКА. В 1942 г. "Ковенантер" использовался только для испытаний вновь разработанного противоминного каткового устройства, который крепился впереди корпуса танка для превращения его в самоходный минный трал.
- "Ковенантер" ОР (машина наблюдателей), командирская и ремонтно-эвакуационная машины.
Источники: - Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг".;
- М.Барятинский. Бронетанковая техника Великобритании 1939-1945 гг;
- David Fletcher, Peter Sarson: Crusader Cruiser Tank 1939-1945;
- David Fletcher, The Great Tank Scandal - British Armour in the Second World War;
- Janusz Ledwoch, Janusz Solarz Czołgi brytyjskie 1939-45.
|