Новая тема Ответить
 
Опции темы Поиск в этой теме Опции просмотра
Старый 17.12.2024, 11:55 #1   #1
ezup
ezup на форуме
Чебуралиссимус
По умолчанию НАТО построит безэкипажный патрульный флот
ezup
ezup на форуме



Опытные безэкипажные суда Ghost Fleet Overlord американской разработки. Фото Минобороны США

Руководство НАТО обеспокоено участившимися авариями на подводной инфраструктуре европейских стран и стремится не допустить повторения подобных инцидентов. В качестве нового средства профилактики таких событий предлагается создать флот безэкипажных надводных судов различных типов. Эти суда будут патрулировать ключевые акватории, выявлять подозрительную активность и обеспечивать защиту подводных объектов.

Новые планы

Общие планы Альянса по защите подводной инфраструктуры 3 декабря раскрыло издание Defense News. Информацию на эту тему оно получило лично от французского адмирала Пьера Вандье, занимающего пост руководителя по развитию Объединённых вооружённых сил НАТО.

В ходе беседы с журналистами адмирал Вандье обратил внимание на недавние аварии на подводной инфраструктуре и подчеркнул необходимость предотвращения подобных инцидентов. По его словам, руководство НАТО уже активно занимается этим вопросом и выступило с любопытной идеей, основанной на современных разработках.

Предлагается создать многочисленный флот надводных безэкипажных судов (БЭС), которые будут патрулировать районы размещения важных подводных объектов. Адмирал сравнил такой флот с камерами видеонаблюдения, используемыми полицией. Эти камеры размещаются в сложных районах и постоянно ведут съёмку, они фиксируют правонарушения и помогают в их расследовании.

По словам адмирала Вандье, идея создания безэкипажного флота уже получила одобрение руководства Альянса. Её поддержало Центральное командование военно-морских сил НАТО и другие высокие штабы.


Американский безэкипажный катер MANTAS T-12. Фото MARTAC

Организации и структуры, подчиняющиеся адмиралу П. Вандье, уже начали работу над созданием безэкипажного флота. Однако на данный моент проект находится на самых ранних стадиях, и какие-либо точные данные пока предоставить не могут. По всей видимости, к настоящему времени не определены даже самые общие особенности будущего флота — его численность, состав, особенности базирования и т.д.

Адмирал отметил, что создание безэкипажного флота будет проходить в несколько этапов. На первом этапе создадут его надводную компоненту, состоящую из патрульных катеров и судов. Затем её дополнят подводными необитаемыми аппаратами аналогичного назначения. Наличие двух «флотилий», способных работать над и под водой, значительно улучшит общие возможности безэкипажного флота.

Эксперименты с надводной компонентой начнутся в ближайшее время. По данным Defense News, первое подразделение БЭС должно начать службу до следующего саммита НАТО, запланированного на июнь 2025 г. Таким образом, на проведение первых экспериментов и выход на стадию опытной эксплуатации остаётся менее полугода.

Очевидные решения


Адмирал П. Вандье и профильная пресса пока не раскрывают все детали планов НАТО и нового проекта. Однако даже опубликованные сведения позволяют примерно представить, каким будет перспективный флот БЭС, какой техникой его укомплектуют и как будут использовать.

Очевидно, что безэкипажный флот будет создан совместными усилиями нескольких стран-членов НАТО. Прежде всего, это будут государства, имеющие выход к морям, на которых предстоит действовать патрульным БЭС. Также возможно участие других стран, способных предоставить необходимую финансовую или техническую поддержку.


Подводный аппарат Boeing Orca, разрабатываемый по заказу ВМС США. Фото Boeing

В зависимости от своих возможностей, страны-участницы программы будут строить или закупать за рубежом необходимую технику. Её развернут на уже существующих военно-морских базах и отправят на патрулирование в районы, где находится подводная инфраструктура.

Конечная цель запланированных мероприятий — обеспечить постоянное и посменное дежурство БЭС и АНПА рядом с подводными объектами. Эти суда должны будут непрерывно следить за обстановкой на воде и под водой, выявлять потенциально опасные объекты и передавать данные о них «большому» флоту.

Управление безэкипажным флотом может быть организовано на основе существующих контуров и систем ВМС различных стран и НАТО в целом. При этом можно ожидать, что в структуре объединённых вооружённых сил Альянса появится новый орган управления, который будет координировать и контролировать работу АНП и БЭК.

Создание такого штаба или командования имеет критически важное значение. Он позволит превратить отдельные «флотилии» в составе нескольких ВМС в единую структуру с широкими возможностями. Общее командование упростит организацию совместной или раздельной работы безэкипажных сил разных флотов, а также обеспечит обмен данными и организацию различных мероприятий.

На готовой основе


Следует напомнить, что страны НАТО уже давно занимаются тематикой безэкипажного флота и добились определенных успехов в этой области. Очевидно, что накопленный опыт и наработки будут активно использоваться при строительстве, развёртывании и применении объединённых сил БЭС. Кроме того, по мере необходимости, это направление будет продолжать развиваться.


Опытный АНПА Manta Ray разработки компании Northrop Grumman. Фото DARPA

Безусловным лидером в сфере БЭС в составе НАТО являются США. Различные структуры Пентагона и военно-промышленные компании активно занимаются этой тематикой, разрабатывают новые образцы техники и проводят испытания. Некоторые из этих разработок уже находятся в опытной эксплуатации в составе ВМС.

Ключевую роль в процессе разработки БЭС в США играет экспериментальное подразделение флота Surface Development Squadron. Оно занимается испытаниями новой техники, проводит разнообразные эксперименты и принимает участие в учениях. Предполагается, что в будущем SDS будет участвовать в процессе полномасштабного развёртывания новой техники и создания полноценного безэкипажного флота.

В Королевском ВМФ Великобритании тоже имеется аналогичное подразделение под названием Navy X. Оно активно сотрудничает с коммерческими подрядчиками, создаёт и испытывает новую технику. Впрочем, по масштабам своей деятельности британское подразделение уступает американским коллегам.

Работы в области БЭС ведутся и в других странах НАТО, однако отстают в темпах и дают более скромные результаты. Тем не менее, это не мешает флотам строить большие планы и готовиться к принятию новой техники на вооружение.

Безэкипажная техника


В странах НАТО активно разрабатываются проекты БЭС различных классов. Одновременно ведутся работы над полноразмерными судами и небольшими катерами с автономным управлением. Кроме того, значительное внимание уделяется созданию подводных аппаратов с аналогичными функциями.


Британский опытный АНПА Herne XLAUV. Фото BAE Systems

К настоящему времени создан целый ряд различных проектов безэкипажных катеров малого и среднего размера. Ввиду относительной простоты такое направление пользуется определённой популярностью среди разработчиков. Техника малого и среднего класса несёт разведывательную аппаратуру, но может оснащаться и вооружением. В частности, создаются небольшие катера-камикадзе, предназначенные для поражения целей прямым попаданием.

Также предпринимаются попытки создания более крупных БЭС. Например, в США ведётся программа Ghost Fleet Overlord, целью которой является создание многоцелевой надводной платформы с водоизмещением в сотни тонн. В качестве основы для таких проектов используются существующие суда подходящего размера и водоизмещения.

Активно развивается и сфера автономных необитаемых подводных аппаратов. Как и в случае с безэкипажным надводным флотом, большинство таких проектов относится к легкому и среднему классам. Тем не менее, создаются и тяжёлые образцы. Так, компания Boeing испытывает полноразмерную безэкипажную подлодку Orca, а BAE Systems недавно спустила на воду опытное изделие Herne.

Большинство проектов БЭС, разработанных в странах Альянса, пока не вышли за рамки испытаний и накопления опыта. Тем не менее, некоторые образцы уже добрались до опытной эксплуатации и даже до боевого применения. Например, несколько типов иностранных катеров-камикадзе поставляются на Украину и применяются для атак на российские объекты. Иностранные специалисты заявляют о высокой эффективности таких систем, однако объективность этой оценки остаётся под вопросом.

Большие планы


Согласно последним сообщениям, в ближайшее время НАТО начнёт формирование своего безэкипажного флота. Первые результаты этих мероприятий ожидаются в течение первого полугодия следующего 2025 г. Если они устроят руководство Альянса, то программа получит дальнейшее развитие, и в средней перспективе будет построен желаемый флот.


Украинский безэкипажный катер-камикадзе. Фото Telegram / «Рыбарь»

Утверждается, что группировки безэкипажных судов будут использоваться исключительно для мониторинга обстановки, патрулирования и поиска целей. Они будут следить за заданными акваториями и выявлять потенциальные угрозы. Одновременное применение надводных и подводных средств, как ожидается, значительно повысит эффективность такого патрулирования.

Следует обратить внимание на то, что новый «флот» пока планируют использовать только для поиска и выявления угроз. По всей видимости, в ближней перспективе БЭС не смогут реагировать на них. Для борьбы с обнаруженными угрозами, вероятно, будут привлекать «обычный» флот и авиацию с необходимыми ударными средствми.

Тем не менее, одним из направлений развития безэкипажных комплексов является интеграция различных вооружений для борьбы с надводными и подводными целями. Это означает, что в отдаленном будущем безэкипажный флот НАТО может получить ударную функцию. После этого БЭС и АНПА станут полноценными средствами обороны со всеми необходимыми функциями.

Общие усилия


Ведущие страны НАТО достаточно давно занимаются темой безэкипажных судов разного назначения и достигли определенного прогресса. Новые проекты такого рода сейчас разрабатываются с прицелом на принятие на вооружение и полноценную эксплуатацию. Некоторые образцы уже находятся в строю и решают реальные задачи.

Судя по последним заявлениям, процесс развития и внедрения БЭС переходит на новую стадию. Такая техника будет внедряться не в отдельных странах, а в масштабах всего Альянса. Ожидается, что это улучшит ситуационную осведомлённость объединённых ВМС НАТО в стратегически важных районах, поможет защищать подводную инфраструктуру и, возможно, даст некоторые другие возможности.
 
Вверх
Ответить с цитированием
Новая тема Ответить

Метки
вмф


Похожие темы
Тема Автор Раздел Ответов Последнее сообщение
KMZ разработал безэкипажный катер ezup Новости Военно-морского флота 0 27.11.2023 12:19
Германия построит в Литве новые казармы для размещения военнослужащих НАТО ezup Новости ВС России и мира 0 30.12.2021 10:50
Безэкипажный катер для ВМС НОАК ezup Морские дроны 0 24.09.2020 10:01
Безэкипажный катер Inspector Mk 2 в Балтийске ezup Новости Военно-морского флота 0 16.06.2017 16:15
Подводный флот стран НАТО: состояние и перспективы ezup Военно-морской флот 0 08.04.2017 12:33