Чебуралиссимус
Регистрация: 23.04.2011
Адрес: Тверь
Имя: Олег
Сообщений: 129,738
Сказал(а) спасибо: 1,678
Поблагодарили 1,754 раз(а) в 1,132 сообщениях
Репутация: 9812
|
Малый торпедный катер Проект 123бис, шифр «Комсомолец»
| Малые торпедные катера проектов
Проект 123бис, шифр «Комсомолец»
Проект М123бис
Проект 123К
Количество
336 единиц
Постройка
Пр.123бис - 89 единиц
Наименование | Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | Пр.123бис - Тюмень, ССЗ №639, 1946-48 гг. | ТК-687 | - | - | - | - | | ТК-688 | - | - | - | - | | ТК-689 | - | - | - | - | с 7.09.1954 - КЦ- | ТК-690 | - | - | - | - | | ТК-907 | - | - | - | - | | ТК-908 | - | - | - | - | | ТК-910 | - | - | - | - | | Пр.М123бис - 42 единицы
Наименование | Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | Пр.М123бис - Тюмень, ССЗ №639 (зав.№400-416), Феодосия, ССЗ №831 (зав.№417-441 - заложены в Тюмени ССЗ №639), 1949-51 гг. | ТК-697 | - | - | - | - | | ТК-940 | - | - | - | - | | ТК-941 | - | - | - | - | | ТК-942 | - | - | - | - | | ТК-943 | - | - | - | - | | ТК-944 | - | - | - | - | | ТК-945 | - | - | - | - | | ТК-946 | - | - | - | - | | ТК-947 | - | - | - | - | | ТК-948 | - | - | - | - | | ТК-949 | - | - | - | - | | ТК-950 | - | - | - | - | | ТК-980 | - | - | - | - | | ТК-981 | №417 | - | - | - | | ТК-982 | №418 | - | - | - | с 9.09.1952 - ДЗ- | ТК-983 | №419 | - | - | 25.11.1949 | | ТК-984 | №420 | - | - | 1950 | | ТК-985 | №421 | - | - | 1950 | | ТК-986 | №422 | - | - | 1950 | | ТК-987 | №423 | - | - | 1950 | | ТК-988 | №424 | - | - | 1950 | | ТК-989 | №425 | - | - | 1950 | | ТК-990 | №426 | - | - | 1950 | | ТК-991 | №427 | - | - | 1950 | | ТК-992 | №428 | - | - | 1950 | | ТК-993 | №429 | - | - | 1950 | | ТК-994 | №430 | - | - | 1950 | | ТК-995 | №431 | - | - | 31.10.1950 | | ТК-996 | №432 | - | - | 24.11.1950 | | ТК-997 | - | - | - | - | | ТК-998 | - | - | - | - | | ТК-999 | - | - | - | - | | Пр.123К - Феодосия ССЗ №831 (I серия – зав.№500-522, II серия – зав.№523-546, III серия – зав.№547-591, IV серия – зав.№592-600, V серия – зав.№601-668, VI серия – зав.№669-704), 1951-55 гг.
Наименование | Заводской | Заложен | Спущен на воду | Вступление в строй | Примечание | ТК-972 | №500 | - | - | 1952 | | ТК-637 | - | - | - | - | | ТК-638 | - | - | - | - | | ТК-639 | - | - | - | - | | ТК-640 | - | - | - | - | | ТК-641 | - | - | - | - | | ТК-642 | - | - | - | - | | ТК-643 | - | - | - | - | | ТК-644 | - | - | - | - | | ТК-645 | - | - | - | - | | ТК-646 | - | - | - | - | | ТК-647 | - | - | - | - | | ТК-648 | - | - | - | - | | ТК-649 | - | - | - | - | | ТК-650 | - | - | - | - | | ТК-651 | - | - | - | - | | ТК-652 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-652, с 30.01.1970 - КЦ-784 | ТК-653 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-653, с 30.01.1970 - КЦ-785 | ТК-654 | №563 | - | - | 1953 | | ТК-655 | №564 | - | - | 1953 | | ТК-656 | №565 | - | - | 1953 | | ТК-657 | №566 | - | - | 1953 | | ТК-658 | №567 | - | - | 1953 | | ТК-659 | №568 | - | - | 1953 | | ТК-660 | №569 | - | - | 1953 | | ТК-662 | - | - | - | - | | ТК-712 | №572 | - | - | - | | ТК-713 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-713, с 30.01.1970 - КЦ-786 | ТК-717 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-717 | ТК-718 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-718 | ТК-721 | - | - | - | - | | ТК-722 | - | - | - | - | | ТК-723 | - | - | - | - | | ТК-724 | - | - | - | - | | ТК-725 | - | - | - | - | | ТК-726 | - | - | - | - | | ТК-727 | - | - | - | - | | ТК-728 | - | - | - | - | | ТК-729 | - | - | - | - | | ТК-730 | - | - | - | - | | ТК-731 | - | - | - | - | | ТК-732 | - | - | - | - | | ТК-733 | - | - | - | - | | ТК-734 | - | - | - | - | | ТК-735 | - | - | - | - | | ТК-736 | - | - | - | - | | ТК-737 | - | - | - | - | | ТК-738 | - | - | - | - | | ТК-739 | - | - | - | - | | ТК-740 | - | - | - | - | | ТК-751 | - | - | - | - | | ТК-752 | - | - | - | - | | ТК-753 | - | - | - | - | | ТК-754 | - | - | - | - | | ТК-755 | - | - | - | - | | ТК-756 | - | - | - | - | | ТК-757 | - | - | - | - | | ТК-758 | - | - | - | - | | ТК-759 | - | - | - | - | | ТК-760 | - | - | - | - | | ТК-761 | - | - | - | - | | ТК-762 | - | - | - | - | | ТК-763 | - | - | - | - | | ТК-764 | - | - | - | - | | ТК-765 | - | - | - | - | | ТК-766 | - | - | - | - | | ТК-767 | - | - | - | - | | ТК-768 | - | - | - | - | | ТК-769 | - | - | - | - | | ТК-770 | - | - | - | - | | ТК-771 | - | - | - | - | | ТК-815 | - | - | - | - | | ТК-816 | - | - | - | - | | ТК-817 | - | - | - | - | | ТК-818 | - | - | - | - | | ТК-819 | - | - | - | - | | ТК-820 | №651 | - | - | 1954 | | ТК-821 | - | - | - | - | | ТК-822 | - | - | - | - | | ТК-823 | - | - | - | - | | ТК-824 | - | - | - | - | | ТК-825 | - | - | - | - | | ТК-826 | - | - | - | - | | ТК-827 | - | - | - | - | | ТК-828 | - | - | - | - | | ТК-829 | - | - | - | - | | ТК-830 | - | - | - | - | | ТК-831 | - | - | - | - | | ТК-832 | - | - | - | - | | ТК-833 | - | - | - | - | | ТК-834 | - | - | - | - | | ТК-835 | - | - | - | - | | ТК-836 | - | - | - | - | | ТК-837 | - | - | - | - | | ТК-838 | - | - | - | - | | ТК-273 | - | - | - | - | | ТК-274 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-274 | ТК-275 | №690 | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-275 | ТК-276 | - | - | - | - | с 19.05.1966 - Т-276 | ТК-277 | №695 | - | - | - | | ТК-278 | №698 | - | - | - | | ТК-279 | - | - | - | - | | ТК-280 | - | - | - | - | | ТК-281 | - | - | - | - | | ТК-282 | - | - | - | - | | ТК-283 | - | - | - | - | | ТК-284 | - | - | - | - | | ТК-285 | - | - | - | - | | ТК-286 | - | - | - | - | | ТК-287 | - | - | - | - | | ТК-288 | - | - | - | - | | ТК-289 | - | - | - | 25.06.1956 | с 18.08.1965 - ОК- | ТК-290 | №774 | - | - | 1956 | с 13.04.1964 - ОК-9 | ТК-291 | - | - | - | - | | ТК-292 | - | - | - | - | | ТК-293 | - | - | - | - | | ТК-294 | - | - | - | - | | ТК-295 | - | - | - | - | | ТК-296 | - | - | - | - | | ТК-297 | - | - | - | - | | ТК-298 | - | - | - | - | | ТК-299 | - | - | - | - | | ТК-300 | - | - | - | - | | ТК-301 | - | - | - | - | | ТК-248 | №738 | - | - | - | | ТК-250 | №740 | - | - | - | | ТК-337 | - | - | - | - | | ТК-338 | - | - | - | - | | ТК-339 | - | - | - | - | | ТК-340 | - | - | - | - | | ТК-341 | - | - | - | - | | ТК-342 | - | - | - | - | | ТК-343 | - | - | - | - | | ТК-344 | - | - | - | - | | ТК-345 | - | - | - | - | | ТК-346 | - | - | - | - | | ТК-347 | - | - | - | - | | ТК-348 | - | - | - | - | | ТК-349 | - | - | - | - | | ТК-405 | - | - | - | - | | ТК-406 | - | - | - | - | | ТК-407 | - | - | - | - | | ТК-408 | - | - | - | - | | ТК-409 | - | - | - | - | | ТК-410 | - | - | - | - | | ТК-411 | - | - | - | - | | ТК-412 | - | - | - | - | | ТК-413 | - | - | - | - | | ТК-414 | - | - | - | - | | ТК-415 | - | - | - | - | | ТК-416 | - | - | - | - | | ТК-456 | - | - | - | - | | ТК-460 | - | - | - | - | | ТК-461 | - | - | - | - | | ТК-462 | - | - | - | - | | ТК-463 | - | - | - | - | | ТК-464 | - | - | - | - | | ТК-465 | - | - | - | - | | ТК-466 | - | - | - | - | | ТК-467 | - | - | - | - | | ТК-468 | - | - | - | - | | ТК-469 | - | - | - | - | | ТК-470 | - | - | - | - | | ТК-471 | - | - | - | - | | ТК-551 | - | - | - | 25.06.1956 | с 19.05.1966 - Т-551 | ТК-552 | - | - | - | - | | ТК-553 | - | - | - | - | | ТК-554 | - | - | - | - | | ТК-555 | - | - | - | 25.06.1956 | | ТК-556 | - | - | - | - | | ТК-557 | - | - | - | 25.06.1956 | с 28.01.1961 - ОК-13 | ТК-558 | - | - | - | - | | ТК-575 | - | - | - | - | | ТК-576 | - | - | - | - | | ТК-667 | - | - | - | - | | ТК-668 | - | - | - | - | | ТК-669 | - | - | - | - | | ТК-670 | - | - | - | - | | ТК-1 | - | - | - | - | | ТК-2 | - | - | - | - | | ТК-3 | - | - | - | - | | ТК-4 | - | - | - | - | с 1965 - АК-4 | ТК-5 | - | - | - | - | с 1965 - АК-5 | ТК-6 | - | - | - | - | | ТК-8 | - | - | - | - | | ТК-9 | - | - | - | - | | ТК-10 | - | - | - | - | | ТК-11 | - | - | - | - | | ТК-12 | - | - | - | - | | ТК-13 | - | - | - | - | | ТК-21 | - | - | - | - | | ТК-22 | - | - | - | - | | ТК-23 | - | - | - | - | | ТК-24 | - | - | - | - | | ТК-25 | - | - | - | - | | ТК-26 | - | - | - | - | | ТК-29 | - | - | - | - | | ТК-30 | - | - | - | - | | ТК-55 | - | - | - | - | | ТК-173 | - | - | - | 1953 | |
Пр.? ТК-95, 188-191, 317-320, 329-332, 352-380, 386-400, 404, 482, 483, 511, 512, 599, 601-606, 609, 677-686, 691-696, 698-700, 776, 848
До 12.01.1949 классифицировались как торпедные катера.
Тактико-технические данные пр.123бис
Водоизмещение, т: | стандартное: | 17,9
| полное: | 20,5 | Размеры, м: | длина: | 18,7 | ширина: | 3,43 | осадка: | 0,75 | Скорость полного хода, уз: | 48,1 | Дальность плавания: | 242 мили (13,5 уз) | Автономность, сут: | 1,5 | Силовая установка: | 2х1200 л.с., бензомоторы "Паккард", 2 ВФШ | Вооружение: | 2х2 12,7 мм 2-УК-Т - 2400 выстрелов
2х1 450 мм ТТКА-45 (2 торпеды) - торпеды 45-36Н, 45-36НУ
6 ГБ БМ-1
Дымоаппаратура ДА-7 | Бронирование, мм: | рубка - 7 | Экипаж, чел: | 7 чел (1 офицер) | Тактико-технические данные пр.М123бис
Водоизмещение, т: | стандартное: | 18,66 | полное: | 21,5 | Размеры, м: | длина: | 18,66 | ширина: | 3,43 | осадка: | 0,76 | Скорость полного хода, уз: | 50 | Дальность плавания: | 530 миль (37,5 уз) | Автономность, сут: | 1,5 | Силовая установка: | 2х1000 л.с., дизели М-50, 2 ВФШ | Вооружение: | 2х2 12,7 мм 2-УК-Т - 2400 выстрелов
2х1 450 мм ТТКА-45 - 2 торпеды 45-36Н, 45-36НУ
6 ГБ БМ-1
Дымоаппаратура ДА-7 | Бронирование, мм: | рубка - 7 | Экипаж, чел: | 7 (1 офицер) | Тактико-технические данные пр.123К
Водоизмещение, т: | стандартное: | 19,26
| полное: | 22,5 | Размеры, м: | длина: | 19,26 | ширина: | 3,43 | осадка: | 0,77 | Скорость полного хода, уз: | 50 | Дальность плавания: | 450 миль (35 уз) | Автономность, сут: | 1,5 | Силовая установка: | 2х1000 л.с., дизели М-50 (на поздних сериях - 2х1000 л.с., М-50-2), 2 ВФШ | Вооружение: | 1х2 14,5 мм 2М-5 - 800 выстрелов
2х1 450 мм ТТКА-45 (на II-VI серии - 2х1 450 мм ТТКА-45-52) - 2 торпеды 45-36Н, 45-36НУ
6 ГБ БМ-1 | РТВ: | РЛС общего обнаружения "Зарница", аппаратура госопознавания - "Факел-М" (нет на III серии) | Экипаж, чел: | 7 (1 офицер) |
Общий вид
Торпедный катер пр.123бис - Общий вид
Торпедный катер пр.123К - Общий вид История создания проекта
---
Модернизации проекта
Пр.123К вариант "А" - 1 единица: ТК-995 31.11.1951 Феодосия ССЗ №831. Установлена аппаратура госопознавания - ответчик "Факел-МО", без "Зарницы", с прежним вооружением и рубкой
Пр.123К вариант "З" - 1 единица: ТК-996 31.11.1951 Феодосия ССЗ №831. В полной комплектации
1 единица пр.М123бис (ТК-981?) в 1950 оснащена подводными крыльями А-11. 56 уз
1 единица пр.М123бис (ТК-982?) в 1950 оснащена носовым подводным крылом А-10. 55 уз
Пр.К123К - 6 единиц: пр.123К с носовым подводным крылом А-10бис. ТК-996 в 1952, ТК-289, 290, 551, 555, 557, 725. 21,9/23,3 т, 54 уз
Артиллерийские катера: 6 единиц в 1965 – АК-4 (ТК-4), АК-5 (ТК-5), бывший ТК-10. Вместо ТА 2х2 14,5 мм 2М-7
Катера-дымзавесчики: бывший ТК-982
Опытовые катера: ОК-9 (ТК-290), ОК-13 (ТК-557), бывший ТК-289
Катера-цели: пр.123У (бывшие пр.123К) - КЦ-25 (ЧФ), КЦ-41 (ЧФ), КЦ-42 (ЧФ), КЦ-46 (БФ, списан в 1975, установлен как памятник в Балтийске), КЦ-784 (ТК-652), КЦ-785 (ТК-653), КЦ-786 (ТК-713), бывшие ТК-6, 9, 21, 22, 30, 293, 295, 689. Переоборудованы в Феодосии ССЗ №831
Распределение по флотам
БФ: ТК-23, 55, 368, 369, 371, 372, 776, 815-819, 848
ЧФ: ТК-248, 250, 273, 275-278, 289, 290, 405, 551, 555, 557, 576, 652-656, 659, 660, 662, 687-690, 697, 712, 713, 718, 725, 820, 940, 972, 981-995, 996 (с 13.03.1959 34-я воздушная армия), 997-999
СФ:
ТОФ: ТК-4-6, 9-13, 21, 22, 30, 288, 293, 295, 456, 461, 667, 668, 724, 726-729, 732-735, 757, 760-765, 921-924, 929, 930, 932, 941-945
КВФ: ТК-274, 413-415, 649, 717
Бортовые номера
---
Списание
ТК-461 (установлен как памятник в п.Заветы Ильича, сдан на слом), ТК-717 (установлен как памятник в Аральске)
1954 – ТК-691 (передан Таганрогскому авиазаводу)
1966 – ТК-273 (12.04), ТК-576 (12.04), ТК-725 (установлен как памятник в Севастополе)
1968 – ТК-718 (установлен как памятник в Новороссийске)
1973 – ТК-23 (установлен как памятник в Ленинграде), ТК-288 (установлен как памятник во Владивостоке)
1974 – ТК-173 (в 1979 установлен как памятник в Баку)
1975 – КЦ-46 (установлен как памятник в Балтийске), ТК-274 (установлен как памятник в Балтийске), ТК-456 (установлен как памятник в Петропавловске-Камчатском)
1978 – ТК-4, ТК-5, ТК-275 (1.12), ТК-276 (1.09)
Использовались после списания в качестве гражданских судов: Иван Голубец (с 1958 учебный катер Московского КЮМРиП)
Экспорт
Албания: 12 единиц
6 единиц пр123бис: №31-33, затем №221-223 в 12.1953, №34-36, затем №224-226 в 01.1954 (бывшие СССР). 6 единиц пр.123К: №61-63, затем №316-318 в 04.1965, №64-66, затем №319-321 в 09.1965 (бывшие Китай). Ранее №111, 115, 304. Все списаны в 1987
Бангладеш: 4 единицы
Пр.123К в 04.1983 Т8221-8224 (бывшие Китай). Списаны в 1989
Бенин: 2 единицы
Пр.123К в 01.1979 (бывшие КНДР). Списаны в 1990
Болгария: 12 единиц
Пр.123К в 1957: №11. Затем №301. №301 экспонат Военно-морского музея в Варне, 1 единица как памятник в Тутракане
Вьетнам: 12 единиц
В 1961: Т333, 336, 339 (бывшие ТК-287, 294, 296-299, 317, 319, 320, 552, 553, 556)
Египет: 6 единиц
Пр.123К в 1970 (бывшие Сирия). 1 единица довооружена 1х8 РЗСО. 2 единицы захвачены Израилем в Суэце в 1973, 1 установлен как трофей в Хайфе в Морском музее
Заир: 3 единицы
В 1974 (бывшие КНДР). Списаны в 1986
Ирак: 10 единиц
Кипр: 6 единиц
Пр.123К пр.123К Т1-6 20-25, ранее №10, 40. 4 единицы в 10.1964, 2 единицы в 02.1965. Т1 потоплен 19.07.1974 турецкой авиацией у Кирении, Т2 выброшен течением на берег у Багази 21.07.1974 после потери хода из-за аварии дизелей, захвачен турецкими войсками 17.08.1974, 19.07.1974 турецкой авиацией у Кирении, Т3 потоплен 19.07.1974 артогнем турецких кораблей у Кирении в ходе торпедной атаки десантного соединения, Т5 списан в 1973, использован на запчасти
Китай: 90 единиц
Пр.123К в 1951-55
КНДР: 40 единиц
Пр.123К в 1951-79: 4 единицы в 1974, 2 единицы в 01.1979
Куба: 18 единиц
В 1962-64 гг. (12 единиц в 1962): №114
Румыния: 12 единиц
6 единиц пр.М123бис 28.11.1952 VT81-86 (бывшие ТК-940, 983, 986-989) списаны в 1964, 6 единиц пр.123К 30.12.1953 VT87-92 списаны в 1979. VT86 установлен как экспонат Румынского военно-морского музея в Констанце
Северный Йемен: 4 единицы
Южный Йемен: 5 единиц
Пр.123К
Сирия: 13 единиц
В 1957-60: 5 единиц 7.02.1957
Сомали: 6 единиц
Танзания: 4 единицы
В 1972-73
Турция: 2 единицы
Пр.123К: ТА1, 2, затем №11, 12 захвачены в 17.08.1974 у Кипра (бывшие Т2). Установлены в Гёльджуке как экспонаты
| |
|